Меню

О дивный новый мир или навыки завтрашнего дня

"Матрешка" жизненных навыков
В середине октября вышел большой совместный доклад Global Education Futures, World Skills Russia и Future Skills о навыках будущего [1].

Большая его часть посвящена технологических трендам и четвертой промышленной революции (если интересуетесь этими процессами, смело читайте Клауса Шваба на эту тему [2]), но последний раздел про самое интересное — образование, его угрозы и вызовы.

Сначала авторы отвечают на очевидный вопрос: что вообще происходит с образованием?

«Индустриальная образовательная система состояла из отдельных закрытых элементов (школа, техникум, университет и так далее), которые минимальным образом были связаны друг с другом, но при этом предлагали стандартизированную образовательную программу. Сейчас образование трансформируется в связную экосистему, в которой будут сосуществовать разнообразные образовательные элементы, от крупных хабов до маленьких центров. Она также может включать онлайн-курсы и форумы, мобильные приложения и устройства, приложения дополненной реальности, массовые игры и множество других образовательных форматов. Новая экосистема будет возникать эволюционно, не уничтожая существующую, а вырастая из нее, предлагая существующим институтам новые роли и „экологические ниши"».

Столь серьезные изменения диктуются новыми условиями, в которых выпускникам и студентам предстоит действовать, они описываются аббревиатурой VUCA (world):

V (Volatility) — волатильность, изменчивость, нестабильность;

U (Uncertainty) — неопределённость;

C (Complexity) — сложность;

A (Ambiguity) — аморфность, неоднозначность.

Дивный новый мир заставляет пересмотреть традиционный подход к навыкам. Теперь не получится просто разделить их на узкопрофессиональные (hard skills), и гибкие, надпрофессиональные (soft skills).

Наша способность преуспевать в различных контекстах зависит не только от мягких и жестких навыков, но и в первую очередь от фундаментальных аспектов человеческой личности, которые определяют, как человек живет и действует. Авторы пишут, что свойства, о которых идет речь, раньше считались врожденными или развиваемыми исключительно в раннем возрасте «однако достижения современной психотерапии и практик, связанных с развитием человеческого потенциала, указывают на то, что некоторые, даже фундаментальные свойства (например, установка на развитие (growth mindset) или оптимизм), могут быть приобретены или изменены в любом возрасте».

Эти свойства авторы называют «экзистенциальными» навыками или метанавыками. Они включают способность ставить цели и достигать их (сила воли), самосознание/способность к саморефлексии (осознанность, метапознание), способность учиться/разучиваться/переучиваться (саморазвитие).

Таким образом, «матрешка» жизненных навыков собирается в другом порядке: сердцевину составляют метанавыки (экзистенциальные), затем следуют кроссконтекстные (soft), и только потом контекстные (hard).


Мы, в SOLLO, видим, что кардинальное изменение целей образования и характера внешних вызовов по отношению к выпускникам образовательной системы заставляют переосмыслить не просто приоритеты, но и подходы к обучению в целом.




[1] http://worldskills.ru/media-czentr/dokladyi-i-issl...

[2] https://eksmo.ru/book/chetvertaya-promyshlennaya-r...


Автор статьи: Сергей Айхель, тренер по mind-fitness и ТРИЗ
Made on
Tilda